Мы шли пешком, с рюкзаками, из аэропорта Беслана в город.
Подтверждая кавказскую гостеприимность остановился колоритный дедушка на «Пятерке» и добродушно предложил нас подвести:
- Вам куда?
- В город Ангелов…
Старик выключил магнитолу:
- Там музыка не нужна
Подъехав к кладбищу он сказал:
- Посмотрите, что изверги натворили…
Кладбище чистое, светлое и очень тихое, возле могил стоят мраморные парты, а все дети на фотографиях улыбаются. Оценив количество могил, впадаешь в ступор.
Мне было 19 лет в 2004. По телевизору шел репортаж о невероятно тяжелом событии в школе Беслана. Я понимал, что происходящее выходит за все возможные рамки, но это было так далеко и воспринималось как фильм. Но только оказавшись тут начинаешь осознавать масштабы трагедии. И это очень тяжелые эмоции.
Когда мы добрались до развалин школы №1 началась сильная гроза. Нам пришлось провести достаточно много времени в спортивном зале, где держали детей в заложниках. Обугленная шведская стенка, в паркете дыры от гранат, стены изрешечены пулями... Хотелось уйти. На окнах стоят мягкие игрушки и открытые бутылки с водой. В то 1 сентября было очень жарко. Окна были забаррикадированы, а воду детям не давали. Этот ад продолжался более 2 дней. Когда террористам пришлось отходить, они прикрывались детьми, которые могли идти. Тех, кто идти не смог закидали гранатами. Кроме нас там была еще одна молодая пара. Девушка закрывала лицо руками от ужаса. Возле школы стена с именами погибших. Читая, начинаешь понимать, что там целые семьи. Более 300 человек, 186 детей в возрасте от года. Я человек не сентиментальный, но даже сейчас, мне трудно это вспоминать.
Зачем я все это написал? Человек, который подвез нас от кладбища к школе, потерял в той трагедии родных. Прощаясь он сказал:
- Расскажите о том, что увидели как можно большему количеству человек. Люди должны знать, чтобы такое зло больше никогда не повторилось…